Тангла Цеванг

Старшим мастером живописи в тибетской школе Дерге до поздних  восьмидесятых был Тангла Цеванг (thang bla tshe dbang, 1902 – около 1990) из A-три в провинции Дерге. Сначала он обучался Старому Менри у А-кху Трараба в Палпунге. В пятнадцать лет Катог Ситу Чокьи Гьяцо наказал ему изучать в Катоге помимо других предметов традицию Менри у Друпа Пхурбу  (Чамдо Пхурбу Церинг) и Дзинглха Чжамянга. В 1926 во время росписи настенной живописи в Палпунге с Кардруком, он овладел Гадри вместе с теорией иконометрии. После этого великий мастер Чжамянг Кхенце Чокьи Лодро (1893-1959) часто восхвалял его словами “магически проявившейся художник” 726 Много лет он работал для Палпунг Ситу Тулку не только как художник, но также как и секретарь, ответственный за составление изысканно украшенных текстов.727 В Палпунге под покровительством Ситу он нарисовал множество тханок и  руководил проектами по настенной росписи. Затем он стал секретарем 16-ого Кармапы и много времени прожил в провинции У.728

Он экспериментировал с разными стилями: изобразил Шестнадцать Старцев в Китайском стиле, а так же создал рисунок Милы (mila chu ris ma), выполненный акварелью или чернилами. К тому же он написал портрет своего покровителя Палпунг Ситу Пэма Вангчог Гьялпо в “стиле чужеземцев” (т.e. реализме под влиянием Западного искусства).729 В дополнение говориться, что он написал краткую историю буддийской живописи в Тибете.730

В 1952 г. он взялся за исполнение подлинников около двадцати трех образов преимущественно в Старом Менри (с некоторым уклоном в Гадри), которые вырезали на печатных блоках в Дерге; в их число входило Шестнадцать Старцев.731 Он лично отмечал, что печатные эти блоки и настенная живопись монастыря Таранатхи в Джонанг Тагтен Пхунцог Линге одинаково выполнены в стиле Старый Менри, схожем с Гадри. Однако его настенная роспись в Палпунге была в стиле Гадри с пейзажем и колоритом в китайском стиле. Он также был главным художником при строительстве Йундрунг Лхакханг в Дерге в 1982.732 Ему удалось спасти множество драгоценных предметов от разрушения во время Культурной революции. В недавнем времени он был занят восстановлением Палпунга и учил многих учеников, которые сейчас прекрасно работают сами.733

В число учеников Тангла Цеванга входят художники, которые покинули Тибет и стали по-настоящему выдающимися. Художник Шераб Гъялцен из семьи Беру (живущий сейчас в центре Самьелинг, Шотландия) был учеником Тангла Цеванга еще до появления Гега Ламы. Он был из монастыря Намгьялгон в Данкхоге на северо-западе Дерге.734 Другой важный мастер Гадри того времени был Трагьял (bkra rgyal) из Нангчена, который обучил нескольких талантливых учеников, он умер в Румтеке, Сикким.

Каршодпа в недавнее время.

Стиль Каршодпа также продолжал развиваться в Кхаме. По крайней мере, с начала XVIII века это ответвление стиля Карма Гадри похоже стало эклектичным синтезом, который избирательно вобрал в себя влияния как Старого так и Нового Менри, в дополнение к преобладающему уклону в Гадри. Художник Пема Рабтен и Гонпо Дордже были двумя художниками Каршодпа начала XX века, чьи имена до сих пор хранит в памяти живая традиция. (О них см. выше главу 11). К другим художникам недавнего времени, на которых традиция Каршодпа XX века повлияла хотя бы частично относиться учитель художника из Лингцанга Гега Ламы – Тангла Цеванг (род. 1902). Он жил в Дерге в Палъюле и осваивал краски у Пема Рабтена, относящемуся к Каршодпа.735 Он также изучал кхамский Новый Менри и более традиционный Гадри.


726 Там же. Страницы 88f. См. также dKon-mchog-bstan-‘dzin (1994), стр. 125-27, который описывает жизнь Танга Цеванга.  Согласно этому авторитетному источнику, на стр. 126 говориться, что он родился в 1902 г. в Певар Чунйин рядом с Дерге, на берегах Дричу. В дополнение к своим практическим занятиям, он изучил теорию зориг (пропорций и т.д.) у кхенпо Кхенраба (Бонтопа Джамянг Кхенраб, 1889-1960-ые, второй кхенпо в школе Дзонгсар в период около 1920-1929 гг).

727 Гега Лама, Бодхнатх, Март 1995, вспоминал, когда он впервые отправился учиться к своему учителю Танга Цевангу, тот  работал над биографией Конгтрула. Он был не только великим художником, но и очень ученым в литературном искусстве и хорошим писцом. Он работал писцом у Ситу тулку для выполнения важных заданий,  например, когда нужно было составить официальные письма в красивой стихотворной форме. Гега Лама был поражен, когда увидел, как его учитель непрерывно отпускал добродушные шутки и разные веселые высказывания в компании своих коллег за работой над биографией. Но он никогда не ошибался при письме – казалось, он мог делать несколько вещей одновременно.

728 dKon-mchog-bstan-‘dzin (1994), p.126

729 Там же. На стр. 131 он упоминает и другие реалистические изображения в западном стиле в rTag-brtan-mi’gyur pho-brang (Вечный Неизменяемый Дворец, – прим. пер.)  в Норбулинге, заказанные 13-ым Далай ламой.

730 dKon-mchog-bstan-‘dzin (1994), стр. 112, упоминает в качестве источника своей истории Гадри работу Тангла Цеванга Bod kyi ri mo ‘byung tshul cung zad gleng ba, которая более никак не доступна.

731 Согласно Гега Ламе, Бодхнатх, Март 1995: Некоторые из рисунков Танла Цеванга были вырезаны на блоках в Палпунге, такие как Шангпа Кагью Ца ва сум (т.е. 1. лама, 2.йидам, и 3. чокьонг). В Палпунге печатные блоки для божеств и т.д. хранились в Верхнем Ретрите (Ri-khrod gong), т.е. в Цайдра Ринчен Драге, там же где множество печатных  блоков  с работами Конгтрула.

732 Thub-bstan-phun-tshogs, pp.88f

733 dKon-mchog-bstan-‘dzin (1994), стр.126.

734 Гега Дама, Бодхантх, Март 1995.


Перевод Иван Кузьмин, 2009

A History of  Tibetan Painting, David Jackson, 1996.